8 800 500 09 83
Телемедицина
Запись на приём

Врач-радиотерапевт клиники лучевой хирургии «Онкостоп» Сафронова Екатерина Валерьевна рассказала о радиохирургии как об узкоспециализированном методе лечения онкологических заболеваний и поделилась воспоминаниями о пациентке, которую она никогда не сможет забыть.

- Екатерина Валерьевна, доброго дня! Скажите, пожалуйста, насколько действенны существующие методы лечения онкологических заболеваний?

- Здравствуйте. Три кита, на которых держится лечение онкологических заболеваний, — это общая хирургия, лекарственная терапия и лучевая терапия. Последняя, в свою очередь, подразделяется на радиохирургию и радиотерапию. Как правило при лечении онкологических заболеваний используется комплексная терапия, включающая эти методы.

В последнее время именно радиохирургия активно развивается и выходит на первый план. Такая тенденция обусловлена тем, что во многих случаях именно это направление может стать альтернативой хирургическому лечению. Например, в международном протоколе NCCN (National Comprehensive Cancer Network) на территории США и Японии радиохирургия включена в стандарт лечения. Мы уверены в том, что радиохирургия в руках специалиста – мощное оружие против рака, поэтому коллектив онкологов и радиологов клиники «Онкостоп» работает по протоколам Западной Европы и США (стандарту протокола NCCN).

Мы тесно сотрудничаем с ведущим научно-практическим центром РОНЦ имени Н.Н.Блохина – идем в ногу со временем, следуя передовым тенденциям и новым веяниям в области лечения онкологических заболеваний.

Коллектив клиники «Онкостоп» ежегодно посещает международные конференции и конгрессы. Например, в ноябре 2013 года на Всероссийском онкологическом конгрессе в Москве вниманию участников было представлено много докладов иностранных и российских специалистов на тему радиохирургии, которые вызвали живой интерес. Специально для радиологов ежегодно на русском языке проходят курсы Европейского Общества Терапевтической Радиологии и Онкологии (ESTRO). Мы поддерживаем переписку с коллегами из США (из фирмы-производителя КиберНожа компании Accuray), принимаем участие в симпозиумах и консилиумах с ведущими специалистами РОНЦ имени Н.Н.Блохина. За последние три года в направление «радиохирургия» ведущими специалистами было инвестировано большое количество средств.

- Почему Вы решили развиваться именно по направлению радиохирургии, в чем, на Ваш взгляд преимущество этого метода лечения по сравнению с общей хирургией, например?

- Это действительно очень перспективное направление, альтернатива многим методам лечения, вариант выбора для пациента с минимумом осложнений (при наличии медицинских показаний, конечно). Можно выделить ряд преимуществ по сравнению с общей хирургией — отсутствие осложнений, связанных с наркозом, разрезом, массивной кровопотерей, отсутствие как такового реабилитационного периода.

 

- Каков процент положительных исходов лечения в случае, если Вы берете пациента на лечение КиберНожом?

- Поскольку мы работаем только с мишенью (убиваем клетки точно очерченной опухоли), у нас практически 100% локальный контроль. Высокие дозы облучения воздействуют на определенные участки, в результате чего опухоль умирает, постепенно перерождается в соединительную ткань, и образуется обычный рубец, как от обычной хирургии. Только безоперационно.

 

- Зависит ли исход лечения от того, насколько профессионально доктор владеет радиохирургическим методом лечения?

- Радиохирургия — это обособленная область онкологии, которой необходимо долго и упорно учиться. Прежде всего, необходимо иметь радиологическое образование и опыт работы с обычными линейными ускорителями, с методами лучевой терапии. Нужно уметь правильно сочетать радиохирургию с химиотерапией, гормонотерапией, - все это мы учитываем в планировании. Грамотный радиационный онколог назначает радиационную дозу в зависимости от вида раковой опухоли, ее местонахождения, а также радиационной чувствительности окружающих тканей. Мы максимально щадим прилежащие ткани – локально воздействуем только на опухоли.

 

- Где вы проходили обучение этому методу?

- Обучение этому методу мы проходили в Сан-Франциско, в фирме-производителе КиберНожа - Accuray. Мы продолжили обучение и усовершенствовали полученные знания в процессе работы с коллегами из Европы — специалисты из Италии и Франции приехали специально, чтобы провести тренинг. Тренинг проходи прямо здесь – на территории РОНЦ имени Н.Н.Блохина - в клинике «Онкостоп».

Мы также регулярно поддерживаем связь со специалистами AERO (Accuray Exchange in Radiation Oncology) — на официальном ресурсе портала http://accurayexchange.com мы обмениваемся клиническими случаями и стараемся участвовать во всех мероприятиях, проводимых командой специалистов-радиологов как из США, так и из Германии.

 

- Насколько этот метод лечения перспективен?

- Радиохирургический метод очень перспективен, однако многие из-за боязни и недостаточной информированности опасаются его использования, в том числе, из-за риска возникновения лучевой болезни, которая, на самом деле, не может возникнуть при таком виде облучения, который используется в клинике «Онктостоп».

 

- Правда ли, что на КиберНож пациенты идут, когда уже ничего не помогает?

- На самом деле, только в России на КиберНож направляют пациентов, которым уже ничего не помогает. В Европе по протоколам лечение на КиберНоже назначается на ранних стадиях онкологического заболевания. Если взять, например, периферический рак легкого— в США в протоколах на лечение стоит КиберНож, который оплачивается страховкой, аналогичная ситуация и на Западе - метод является рядовым. К сожалению, в России этот вид лечения еще не оплачивается страховкой, однако лечение детей в клинике «Онкостоп» оплачивается благотворительными фондами («Подари жизнь», «Настенька»), а недавно мы заключили договор со страховой компанией «Согаз».

КиберНож — наш верный помощник в борьбе с раком, одна из главных точек опоры, однако мы тоже не можем дать 100% гарантии исцеления. Чтобы вылечить среднюю опухоль нам нужно в среднем подвести 3-4 фракции, что позволяет значительно облегчить состояние, улучшить качество жизни, и в некоторых случаях — продлить жизнь, особенно когда счет идет на месяцы.

 

- Назовите главное оружие онколога в борьбе с раком. Кто победит?

- Я считаю, что рак можно победить только общими усилиями пациента и врача — ведь когда пациент доверяет врачу, а врач видит, что пациент исполняет все рекомендации, и сам готов к лечению и исцелению, результаты лечения у него лучше, даже если изначально прогноз хуже.

 

- Считаете ли Вы, что в будущем появится метод лечения онкологических заболеваний, который в корне будет отличаться от существующих или это будет объединение всех ныне существующих методик?

- Не исключено, что появятся новые технологи избирательного воздействия на раковые клетки. На мой взгляд, будущее онкологии за таргетной терапией и за радиохирургией в сочетании с этим методом.

 

- Был ли в Вашей практике пациент, которого Вы никогда не забудете?

- Есть одна пациентка, которую никогда не забудет весь коллектив клиники «Онкостоп», и я в том числе, — молодая девушка 27 лет с огромными метастазами в головной мозг саркомы Юинга, от которой отказались все, поступила к нам в клинику на каталке. Мы взяли ее на лечение в июле 2013 года со всеми возможными рисками, вплоть до смерти на столе. Лечение прошло успешно, через месяц она пришла к нам на своих ногах. Это было незабываемое чувство.

 

- Екатерина Валерьевна, спасибо! Успехов Вам в выбранном направлении.

- Спасибо Вам.

Жизнь центра